Строительство велосипедных дорожек с использованием геосинтетических материалов

20 июня 2018
Строительство велосипедных дорожек с использованием геосинтетических материалов

В Нидерландах велосипеды появились с 1870 году и быстро стали основным видом транспорта. До 1920 года их доля в транспортном потоке составляла 75%. Распри велосипедистов с другими участниками дорожного движения еще век тому назад привели к идее разделить дорогу для разных видов транспорта и пешеходов. 1 января 1900 года в Калифорнии была открыта первая часть платной автомагистрали Пасадена-Лос-Анджелес. Согласно проекту, велодорожка должна была протянуться на 10 км и соединить Пасадену, тогда еще пригород Лос-Анджелеса, с городским районом Хайленд Парк. Часть дорожки была открыта в 1900 году. Она имела длину два километра и была вымощена сосновыми плитками. Дорожка была оборудована источниками искусственного освещения. Проезд по ней был платным и в один конец стоил $0.1. По причине падения популярности велосипедов уже через несколько лет построенная часть велодорожки была демонтирована.

Одной из наиболее известных трансконтинентальных велодорожек Европы является Рейнская велосипедная дорожка. Ее длина составляет 1230 км, маршрут проходит через истоки реки Рейн в Швейцарских Альпах до устья реки в Нидерландах.

На территории Украины разработка веломаршрутов началась в 2008 году. Городские госадминистрации вместе с участниками велодвижения разрабатывают и утверждают перечень улиц для обустройства велосипедных полос и дорожек в составе городских схем велосипедных маршрутов. Как следствие, до конца 2012 года появились велодорожки в Киеве, Львове, Одессе, Мариуполе, Виннице и других городах. В сентябре 2015 года в Киеве был открыт велосипедный маршрут «Троещина – Европейская площадь». Он проходит по проспекту Генерала Ватутина, Московскому мосту, Трухановской улице, Парковому мосту, склонах Крещатого парка, Владимирского спуска, Европейской площади. Большинство существующих велодорожек в Украине являются совмещенными с тротуаром (велопешеходные дорожки) или для них выделяются полосы на проезжей части путем нанесения соответствующей разметки. Основными недостатками таких велодорожек является отсутствие удобных заездов на них, резкие повороты и постоянное пересечение велодорожки с автотранспортом и пешеходными переходами.

В 2015 году в Харькове по инициативе велосипедистов и при поддержке мера города началась реализация проекта по строительству первой современной велодорожки. Велодорожка длиной семь километров представляет собой асфальтированную дорогу шириной 3 м с центральной разметкой. Важным фактором является то, что велодорожка проходит за границами Белогородского шоссе. В проекте учтены все европейские нормы и правила. Вдоль дорожки предусмотрены места для парковки и остановки для отдыха велосипедистов.

Одним из важнейших требований при проектировании велодорожки было сберечь деревья, которые здесь растут вдоль Белогородского шоссе, и в то же время защитить конструкцию велодорожки от повреждений корневой системой.

Для решения этого задания проектом было предусмотрено применение в конструкции между слоем песка и щебня, термически скрепленного геотекстилем Typar SF 56. За счет уникальной структуры пор данный материал препятствует прорастанию корней деревьев и кустов. Ввиду того, что большая часть велодорожки проходит в выемке, которую образовала насыпь Белогородского шоссе, необходимо было сберечь дренажные свойства щебневого слоя велодорожки путем разделения слоя песка и щебня, так как отвод воды из проезжей части Белогородского шоссе частично осуществляется по части откоса в зону расположения велосипедной дорожки.

Если основа слабая и чрезмерно увлажнена, то материал основы может легко проникать в межзерновое пространство щебневого слоя или наоборот – материал щебневого слоя может легко вдавливаться в подстилочную основу. При взаимопроникновении мелко- и крупнозернистых фракций первые начинают выполнять роль смазки между крупными частицами, что может существенно снизить их прочность на смещение. Такой эффект особенно проявляется под действием динамических нагрузок. Поэтому разделение является важным для обеспечения проектной толщины слоя несущей основы конструкции.

Разделяющий геотекстиль Typar SF 56 в конструкции выполняет три близких функции:

  • разделение – препятствует смешиванию разных зернистых материалов смежных конструктивных слоев между собой;
  • усиление – обеспечивает достаточную жесткость основания для возможности и эффективности выполнения строительных работ;
  • стабилизация – всегда включает в себя разделение, некоторую часть усиления, как правило, фильтрацию.

Разделение могут обеспечить большинство геотекстилей, но наиболее эффективным является нетканый термически скрепленный геотекстильTyparSF, который имеет достаточную прочность на деформацию, чтобы выдерживать строительные нагрузки, необходимые фильтрационные качества и значительный ресурс долговечности (потенциал энергии абсорбции).